понедельник, 28 декабря 2009 г.

Как ёлочка стала советской

Интернет пестрит статьями о том, откуда пришла новогодняя ель (вы же знаете, что первую лесную красавицу нарядили на центральной площади Риги аккурат 500 лет назад?), чем в разных странах принято ее украшать, какие елочно-новогодние традиции существуют и по сей день...  Однако в истории привычной ели много темных пятен, одно из них относится к не такому уж и давнему прошлому. Речь о первой половине 20 века, когда на 1/6 части суши она была вне закона. Но благодаря стараниям одного человека, решившего осуществить свою детскую мечту, ребята получили отменный праздник. Более того, традиции современных елочных представлений с тех  пор мало изменились. Не верите? Тогда читайте... 



Кандидат   в   члены   ЦК  ВКП(б)   Павел Постышев  очень  любил  детей. Еще он любил рождественскую ёлку: маленьким мальчиком  стоял  под   окнами   богачей - заглядывался    на роскошные   ёлки  и дрожал от холода и обиды. И мечтой его жизни  стало  вернуть  советским   детям ёлку,   запрещенную   после  революции вместе      с      другими      религиозными праздниками.  Вернуть   любимую   ёлку любимым детям было непростой задачей. Так рассказывал его сын.

В  ноябре  1935  года  Сталин   произнес свою  знаменитую   фразу:  "Жить  стало лучше, товарищи.  Жить стало веселее". И  тогда  Постышев  решил:  пора. Он  поставил  вопрос на пленуме и в декабре 1935 года через газету "Правда" объявил: "Давайте   организуем   к   новому году   детям    хорошую   ёлку!"

И  тут  "горсоветы,  председатели   районных   исполкомов, сельсоветы,  органы  народного    образования",    которым    вменялось   провести   первые   елки  в 1936 году, столкнулись с большими трудностями: как старую елку с Вифлеемской звездой,  ангелами, вертепами, рождественскими  гимнами и легендами  быстро превратить в елку советскую.
Как  позже  сформулируют  составители  методических  указаний  на  сей  счет,  нужно     было    обеспечить     "наличие    традиционных    моментов    наряду  с внесением   нового  сюрпризного материала". Первая  трудность    состояла   в   полном   отсутствии    каких   бы  то  ни  было "традиционных моментов": рождественская   ёлка  была  семейным праздником.

Школьные ёлки  начали  проводить только во второй половине девятнадцатого века,  в  основном для   сирот  и   детей  из  неимущих  семей. Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к  нескольким пунктам: чтению стихов  о  зиме  и  елке,  танцу  снежинок  и  подаркам  под  елкой. Как  говорят специалисты,  Дед  Мороз  впервые  появился  на этом празднике в 1910  году  (а Снегурочки  не  было  вовсе). 

Главным событием рождественской елки  было  Рождество  Христово,  оно  наполняло смыслом  все происходящее и определяло его сценарий. "Традиционные  моменты" свелись к  стихам  Плещеева, Полонского, Некрасова.  Ждали   "радостных    улыбок    на   детских  личиках",   но  эффект  получился  неожиданный:   когда в детском  саду  "в группах детей 3 - 4 лет торжественно вошел   Дед  Мороз  с  палкой,  запел   песню   "Не   ветер   бушует  над  бором" (из   Некрасова)   -   шесть     ребят   расплакались.   И   несмотря    на   то,  что  руководительница  сняла  у  Деда  Мороза  бороду  и  усы,  дети  не  подходили к  ней:  подарка  никто  не  хотел  брать".

По    директиве   елка    оставалась    праздником   чудесным,    волшебным,   но ожидание  чуда  необходимо  было  лишить   религиозного  смысла.   Советскую мистику   организовывали  так  (елка  1937  года  в  московском   Доме   союзов): "Первый  зал  украшен  цветами...  огромное  панно  с   изображением  Сталина среди    детей...   Всех  заинтриговала   темнота   Колонного   зала.   На   сцене зажгись  два   пылающих   костра,  и стала   заметна   поднимающаяся   фигура Деда  Мороза  в  белом костюме,  с  длинной бородой и с  сумкой  через  плечо". Жуть!


С  младшими  школьниками  решено  было  обращаться помягче, поэтому "в Колонный зал впускают детей  в полутьме. Елка  зажигается, и перед  детьми на сцене  вырастает Дед Мороз".  Но  путешествие  даже в полутьме Колонного зала без родителей (родители ждут на улице) младшим  дошкольникам внушало ужас. Поэтому  "Дед  Мороз  уже  не один, а с ним Снегурочка - шаловливая девчонка, которая  мешает  Деду  в  его  разговорах  с  детьми,  выдает  его  тайны детям. Это   создает  большую  интимность   между  Дедом   Морозом   и  школьниками".

Для  создания  еще  большей интимности  между Дедом Морозом и детьми с елки  один  за  другим  спрыгивают  игрушки  и оживают на  сцене: зайчики, медведи, ежики - друзья Деда Мороза и Снегурочки.  Им  отведена  роль греческого хора, только  очень доверчивого  и  суетливого. Сюжет  действа  мог  исчерпываться  раздачей  подарков  (на  елках  попроще); в  других  случаях  разворачивались  целые  спектакли: крали  время / подарки /
Деда   Мороза / Снегурочку,  "портили"  Деда  Мороза.  Все   эти   преступления совершала  лесная   нечистая   сила:   Баба-Яга,   Кикимора,   Леший,   Водяной.  Персонажи низшей демонологии не только создавали конфликт, но и нагнетали мистическую  атмосферу,   лишенную   всякой   религиозности.

Апофеозом   мистики  на  детском празднике стали двойники: перед изумленной публикой появлялись два одинаковых Буратино или два ДАртаньяна (в полутьме) - один, конечно  же, хороший,  другой - плохой.  Они  морочат  голову  нервным и  доверчивым  зайчикам  и  ежикам, и  только  дети,  по   замыслу   сценариста, способны   помочь   Деду  Морозу  отличить  хорошего  персонажа  от  плохого. Это не очень сложно, плохой всегда физически неполноценен: он или хромает, или кривой на один глаз, или ходит как-то криво, боком, воровато оглядываясь. Впрочем,  перевоспитанные,  они  уже  ничем  не отличаются от хороших своих
двойников.  И вокруг елки  водят хоровод  два  ДАртаньяна,  как  два  господина Голядкина  (к  счастью,  дети  не  способны  оценить  глубину  этой  метафоры).

Праздник    должен   был   стать   не   только   чудесным,   но   и   "эффективным педагогическим   мероприятием".   Лесная    нечисть   (и  плохие  двойники)  или  изгонялись,   или   перевоспитывались:    Добро    неизменно    побеждало    Зло. В одном из сценариев просветленная Баба-яга раздавала детям подарки, после чего  появлялись  Дед Мороз и Снегурочка и  тоже  раздавали  подарки. Сюжет не  прижился:  получалось  дороговато.

Право  на  чудо  новогодней  елки  каждый  ребенок  должен   был    заслужить:
"Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания".
Мне на днях сказала мама:
"Если все отметки "пять",
Значит, ты имеешь право
Елку весело встречать".

Это   говорит  Ведущий   (пионер),   иногда  ему  напоминает  сам   Дед  Мороз. Право  на подарок тоже  надо  было  заслужить:  сплясать,  спеть,   рассказать стишок. Один   мальчик,  впервые  попавший  на  елку,  воспринял  все всерьез и отказался  от подарка,  потому  что  cбился  и  не смог закончить стихотворения. Подарок ему всовывали    чуть ли не силой (деньги-то уплачены!).

В свое  время  каждый  ребенок  находил  в  кульке с конфетами и шоколадками записочку: " Спасибо  товарищу Сталину за наше  счастливое  детство!"  Потом записки     исчезли,   а   Снегурочку    попытались    заменить   на    Космонавта. Не  получилось.  "Традиционные моменты"  к   тому    времени   уже   сложились и    не  поддавались  экспансии   "сюрпризного   материала".

Источник: http://www.mamaclub.ru/pap11-22.html
Иллюстрации: http://pheonae.livejournal.com/208802.html  

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Симочка, привет!
Вот, тоже нашла интереснцю статейку - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32565/ ... про Новый год... может, интересно будет)
Хулиганка